ROI и ROMI в email-маркетинге: пошаговая инструкция с примером расчета

Расчет окупаемости маркетинговых кампаний — важная часть повседневной работы любого маркетолога, так или иначе завязанного на retention (удержание клиентов). Эффективность прямых коммуникаций и их влияние на финансовые показатели компании должны быть четко измерены и оценены.

В этой статье мы рассмотрим два важных для CRM-маркетинга понятия — ROMI (Return on Marketing Investment) и ROI (Return on Investment). Изучим, как эти метрики помогают определить эффективность маркетинговых активностей. Разберем формулы и научимся их рассчитывать на наглядном примере.

что такое ROI

ROI — это показатель, который позволяет оценить, насколько успешно компания инвестировала свои деньги и сколько она получила в результате. ROI может применяться к любым видам инвестиций, не только к маркетингу.
ROI = ((доходы — расходы) / расходы) x 100%

ROI — это все ваши затраты и инвестиции, поэтому считаем их накопительным итогом. 0% — потратили столько же, сколько получили.
Однако следует отметить, что ROI не всегда универсальный индикатор эффективности. Он полезен, когда речь идет о краткосрочных проектах или инвестициях с ясно измеримыми финансовыми результатами.

что такое ROMI

ROMI — это метрика, которая измеряет эффективность маркетинговых инвестиций. Позволяет определить, какие каналы и кампании приносят наибольший результат и лучше всего соответствуют целям бизнеса.
ROMI = ((валовая прибыль — затраты на маркетинг) / затраты на маркетинг) x 100%

Валовая прибыль — это выручка минус себестоимость товаров или услуг с учетом амортизации. Если себестоимость неизвестна, считают так: выручка x маржа.
ROMI позволяет оценивать эффективность разных маркетинговых кампаний, сравнивать их и на основе этих данных принимать решение, какие маркетинговые каналы целесообразно использовать в дальнейшем, а какие стоит отсечь как невыгодные.

чем отличаются ROI и ROMI

Представьте небольшой лимонадный киоск, для которого предприниматель решил заказать рекламу.
Бизнесмен опубликовал рекламу в «Телеграме» и оплатил таргет в ВК. На каждый канал потратил по 6  000 ₽.

ROMI первой кампании получился 100%, а второй — 300%. На этом этапе реклама в ВК оказалась выгоднее. С нее предприниматель заработал в 4 раза больше, чем вложил.

А ROI помог бизнесмену понять, насколько успешно он инвестировал свои деньги в киоск в целом. Предположим, он потратил 800  000 ₽ на открытие киоска, 50  000 ₽ на рекламу и в течение года заработал 4  800  000 ₽. Тогда ROI будет равен 464% — получил в 5,64 раз больше, чем вложил.
Получается, ROMI помог владельцу киоска понять эффективность рекламной кампании, а ROI — оценить окупаемость вложений в проект.

Станьте CRM-маркетологом!

как рассчитать ROI

ROI = ((доходы — расходы) / расходы) x 100%

Например, если вы потратили 20 000 ₽, а прибыль от продаж составила 50 000 ₽, ROI будет равен (50 000 — 20 000) / 20 000×100% = 150%. Это означает, что каждый затраченный рубль принес вам 2,5 ₽.
Рассчитывая ROI, необходимо обратить внимание на несколько моментов.

  • Учитывайте все затраты, связанные с проектом или кампанией, включая рекламные расходы, зарплату специалистов и другие прямые и косвенные расходы.
  • Определите, какие финансовые показатели будут использоваться для измерения прибыли. Это может быть прибыль до налогообложения, чистая прибыль или другие показатели, которые соответствуют вашим целям.
  • ROI не учитывает временной фактор и долгосрочные последствия. Поэтому стоит дополнительно рассмотреть другие показатели и получить полную картину. Например, LTV (прибыль, которую приносит клиент за всё время работы с ним), CAC (стоимость привлечения клиента), NPV (ожидаемый будущий доход проекта за вычетом его первоначальной стоимости).
Вместе с другими метриками и аналитическими инструментами ROI помогает принимать решения, оптимизировать стратегии и достигать максимальной эффективности.
Правда, для длинного цикла сделки, работы на сложных рынках и при отсутствии денежных целей это не работает. Ориентация на ROI малоэффективна, если:

  • на принятие решения уходят недели, месяцы или даже годы;
  • суммы сильно разнятся даже в рамках сотрудничества с одним клиентом;
  • цель компании состоит в раскрутке бренда, повышении узнаваемости или формировании сообщества.

как рассчитать ROMI

ROMI = ((валовая прибыль — затраты на маркетинг) / затраты на маркетинг) x 100%

Например, если затраты на маркетинг составили 10 000 рублей, а выручка — 50 000 ₽, ROMI будет равен (50 000 — 10 000) / 10 000×100% = 400%. Это говорит о том, что каждый ваш рубль принес 5.
При расчете ROMI обязательно обратите внимание на эти факторы.

  • Посчитайте все затраты, связанные с маркетинговыми кампаниями, рекламой, промоакциями, программами лояльности и другими маркетинговыми инвестициями.
  • Учитывайте все финансовые показатели, которые будут использоваться для измерения прибыли. Это могут быть повторные покупки, дополнительная прибыль, увеличение среднего чека и другие метрики, связанные с удержанием клиентов.
  • Выберите конкретные цели и измеримые показатели, чтобы получить точные данные для принятия решений по оптимизации маркетинговых кампаний.
На вопрос, какой же показатель ROMI будет хорошим, ответить непросто. Всё зависит от вашего бизнеса. Но для всех работает следующая история:

ROMI больше 100% = реклама приносит прибыль.
ROMI равен 100% = реклама работает в ноль.
ROMI меньше 100% = реклама убыточна.

пример расчета ROMI email-маркетинговой кампании

И вновь вспомним про нашего бизнесмена, владельца лимонадного киоска. Он накопил базу участников программы лояльности и решил отправить им информационную рассылку. В ней предприниматель рассказал, что теперь в его киоске можно не только заказать освежающий напиток, но и поиграть с котиками.
Цель рассылки: замотивировать участников программы лояльности посетить киоск и совершить повторные покупки.

Потратил на рассылку: 12  000
Отправил писем: 400
Открыли письма: 150 человек
Заказов из рассылки: 40
Заработал: 25  000
Рассчитаем ROMI этой email-маркетинговой кампании.

ROMI = ((Выручка − Затраты) / Затраты) x 100%
ROMI = ((25 000 − 12 000) / 12 000) x 100%
ROMI = (13 000 / 12 000) x 100%
ROMI = 108,3%

Еmail-маркетинговая кампания окупила себя и принесла в 2,08 раза больше, чем было на нее потрачено.

Этот пример учитывает лишь общие показатели, но помните, что реальные затраты могут быть сложнее и включать намного больше факторов.

что учитывать при расчете ROMI email-кампании

Сперва оцените затраты. Без этих данных можно нарисовать себе очень амбициозные или, наоборот, наивные планы, тогда как данные о расходах очень заземляют.
1
Определите стоимость подписки на CDP-платформу
Вам нужно знать, сколько вы платите за отправку email-рассылок. Обычно такие платформы имеют разные тарифные планы, в зависимости от количества подписчиков и функций, которые вы используете.
2
Оцените время и затраты на создание контента
Учитывайте время, которое вы тратите на менеджмент, написание текстов, дизайн, верстку, тестирование, аккаунтинг, настройку и отправку писем. На этом пути задействовано много специалистов, и нужно учесть их зарплаты.
Отследите прибыль маркетинговой email-кампании.
1
Установите цели кампании
Прежде чем отслеживать прибыль, необходимо определить цели. Это могут быть продажи, подписки на рассылку, регистрации на мероприятия или любые другие целевые действия.
2
Определите и отслеживайте метрики успеха
Это могут быть такие показатели, как открытые письма, конверсионные действия, средний чек.
3
Отслеживайте конверсии на сайте
Определите, сколько пользователей перешли на сайт из email-рассылки, сколько из них совершили покупки и какая была общая сумма покупок.
4
Анализируйте результаты
Обратите внимание на метрики, которые показывают лучшие результаты, и используйте эту информацию для создания более эффективных кампаний в будущем.
При измерении ROMI и ROI в CRM-маркетинге важно учитывать, что эффект от маркетинговых кампаний может проявиться не сразу, а через какое-то время, поэтому не стоит делать выводы на основе данных за очень короткий период. К примеру, если у вас мелкий или средний бизнес, оценивайте результаты раз в месяц. А для бизнеса с долгим циклом сделки можно считать ROI раз в квартал. Кроме того, необходимо учитывать сезонность, конъюнктуру рынка и другие факторы, которые могут влиять на результаты.

Также важно понимать, что ROMI и ROI не единственные показатели эффективности. Хоть они и ключевые, но только вкупе с другими метриками могут дать полную картину того, насколько эффективно работает CRM-маркетинг компании.
узнайте эффективность своих вложений в email-рассылку — закажите расширенную аналитику
автор
Анастасия
копирайтер Inbox Marketing