как маркировать рекламу, чтобы не попасть под штраф: руководство для CRM-маркетолога

и почему email-рассылки маркировать не надо
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ наделал много шума. Теперь всю рекламу надо маркировать особым образом и отчитываться о ней в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), но до конца непонятно, что относится к рекламе, а что нет.

Мы собрали ответы на эти и другие вопросы, чтобы облегчить жизнь CRM-маркетологам. Сохраняйте статью в закладки и отправляйте коллегам.
Подписывайтесь на телеграм-канал +1 Email идея — только ёмкие материалы

глоссарий

Маркировка рекламы — это пометка рекламного креатива, которая позволяет государству отслеживать интернет-рекламу и вести ее учет. По закону вы обязаны добавить на креатив слово «Реклама», указание на рекламодателя и (или) сайт и уникальный идентификатор erid.

Erid / токен — это уникальный код из букв и цифр, который выдает ОРД. В токене зашифрована информация об ОРД, рекламодателе и самом креативе.

ОРД — это оператор рекламных данных. Одна из 7 организаций, через которые все участники рекламного рынка должны передавать информацию о рекламе в ЕРИР. Вот эти организации:

  1. Яндекс ОРД: ord.yandex.ru
  2. VK ОРД: ord.vk.com
  3. «Озон ОРД» (Ozon): ord.ozon.ru
  4. «Медиаскаут» (МТС): mediascout.ru
  5. «ОРД-А» (AmberData): ord-a.ru
  6. «Первый ОРД» («Вымпелком»): 1ord.ru
  7. «ОРД-Лаборатория разработки»: ord-lab.ru

Выбирая ОРД, оцените 5 факторов:

  • тариф;
  • качество и скорость ответов поддержки;
  • функциональность ОРД (удобство, массовая загрузка, API и т. д.);
  • возможность редактировать креативов;
  • проработанность ответов на вопросы.

ЕРИР — система учета, в которой хранятся сведения о рекламе, собранные всеми участниками рекламного рынка.
Данные о рекламной кампании один из членов цепочки передает в ОРД. ОРД выдает токен и передает данные в ЕРИР. Доступ к данным в ЕРИР получают ФАС, ФНС, Роскомнадзор и все участники цепочки

как отличить рекламу от не рекламы

Источник: ФАС России

как маркировать рекламу, если это все-таки она

Для надежных и релевантных результатов к A/B-тестированию надо тщательно подготовиться и правильно его провести.
1
Передать данные о рекламной кампании в ОРД
Вы должны указать информацию о рекламируемом продукте, всех рекламных материалах и участниках цепочки.

рекламный креатив
  • образцы креативов
  • целевой url
  • описание продукта
  • тип креатива

участники цепочки
  • наименование, организационно-правовая форма или ФИО для ИП
  • ИНН
  • номер мобильного телефона
  • ОГРН/ОГРНИП
  • местонахождение и юридический адрес
  • должность и ФИО лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица

договор
  • предмет договора
  • номер договора / доп. соглашения
  • дата договора / доп. соглашения
  • сумма договора
  • признак: «с НДС» или «без НДС»
2
Добавить токен в рекламное объявление
Получите специальный токен в ОРД, добавьте его в рекламное объявление и запустите рекламу.

На рекламном материале надо разместить слово «Реклама», название организации или сайт и ИНН / ОГРН / ОГРНИП, если сложно идентифицировать рекламодателя.

Токен надо поместить:
  • в ссылку рекламного материала (https://inbox-marketing.ru/?erid=XXX);
  • непосредственно в материал, если у него нет ссылки (erid: XXX).
3
Отчитаться о результатах кампании
После завершения рекламной кампании надо загрузить акты выполненных работ и передать данные о статистике и переходах с рекламного объявления.

Отчитываться должен тот, кто взял на себя эту обязанность по договору, или тот, кто регистрировал рекламу. Сделать это надо в течение 30 дней, следующих за месяцем размещения рекламы (например, если рекламу разместили в сентябре, отчитаться надо до 30 октября). По актам отчитываются после появления бухгалтерского акта.

! Если публикация остается в профиле или сообществе бессрочно, в таком случае нужно передавать в ЕРИР через ОРД ежемесячную отчетность — до тех пор, пока публикация доступна.

Проверить, вся ли информация правильно передана, можно в личном кабинете ЕРИР. Рекламодатель там видит максимум информации о креативах, суммах, договорах и актах. Другие участники цепочки видят только данные связанных с ними договоров и актов.

что маркировать в каналах CRM-маркетинга

СРМ-маркетологи используют множество рекламных каналов, но по новым правилам маркировать нужно не все, а только некоторые.
  • Надо маркировать
    (подпадает под регулирование статьи 18.1 федерального закона «О рекламе»)
    • Web-push-рассылки
    • Рассылки через чат-ботов
    • Попапы
    • Реклама на сайте (HTML-баннеры)
  • Не надо маркировать
    (подпадает под регулирование статьи 18 федерального закона «О рекламе»)
    • Email-рассылки
    • Мобильные push-уведомления
    • СМС-сообщения
    • Рассылки через мессенджеры

почему email-рассылки маркировать НЕ надо

Рекламные рассылки не подпадают под требование закона о рекламе, потому что не относятся к информации, распространяемой в Сети «Интернет». Email-письма — это информация, распространяемая по сетям электросвязи, как СМС-рассылки, телефония и сообщения в мессенджерах.

Реклама, распространяемая посредством email-рассылки, не подпадает под регулирование статьи 18.1 федерального закона «О рекламе», однако такая реклама должна соответствовать требованиям…

ФАС России

До конца 2023 года ФАС обещает выпустить руководство по соблюдению обязательных требований. Сейчас разъяснений меньше, чем вопросов, поэтому ни у кого из рекламодателей, агентств и ESP/CDP-платформ нет четкой интерпретации и понимания закона.

! Помните: соблюдение других статей закона «О рекламе» это не отменяет. И не забывайте про закон «О персональных данных».

что запомнить о маркировке

1
Маркировать надо всю рекламу в сети «Интернет» (кроме рассылок, их маркировать не надо).
2
Штрафы можно получить, если не предоставлять в ЕРИР информацию о рекламе или предоставлять ее в неполном виде. Если нарушить сроки предоставления информации; не добавлять токен к рекламным публикациям или нарушить требования к его размещению.
3
Во всех разъяснениях ФАС описывает только общие принципы маркировки рекламы. По частным вопросам лучше обращаться к юристу или на почту delo@fas.gov.ru (ФАС отвечает в течение 30 дней).
научитесь создавать CRM-коммуникации и соблюдать все правовые ограничения
автор
Анастасия
копирайтер Inbox Marketing