как развивался email- и CRM-маркетинг

От изобретения электронной почты до наших дней на интерактивном таймлайне
По случаю 10-летия Inbox Marketing собрали всю историю прямых коммуникаций и запустили уникальный проект. В нем рассказали, как развивались технологии управления клиентским опытом, и предложили коллегам вместе писать новую историю CRM-маркетинга!
Подписывайтесь на телеграм-канал +1 Email идея — только ёмкие материалы

идея проекта

Наше агентство одним из первых в России стало развивать сначала email-, а затем и CRM-маркетинг. Мы с головой погружены во все процессы и очень любим свою работу, поэтому и создали этот проект. Благодаря ему вы можете узнать больше о мировой истории прямых коммуникаций, лучше понять их истоки и пути развития.

С помощью интерактивного таймлайна мы показываем все изменения, которые происходили с email- и CRM-маркетингом с 1971 года и до наших дней. Освещаем громкие события, глобально повлиявшие на отрасль, и малоизвестные, но не менее значимые, о которых вы, скорее всего, еще не слышали.

В завершение мы предлагаем всем читателям стать частью нашего проекта и войти в историю развития email- и CRM-маркетинга. Если вы знаете какой-то факт, которого нет на таймлайне, или сами внесли значительный вклад в индустрию, то можете сообщить нам об этом через форму заявки. После модерации мы добавим в проект новую информацию и укажем ваше авторство.

а вы знали, что…

Первым монархом, отправившим письмо по электронной почте была Королева Великобритании Елизавета II. Это произошло в 1976 году, тогда ещё даже не было полей «Кого» и «Кому», их создадут в Arpanet только через год.
Королева Елизавета II отправляет первый монарший email, 1976
В 1987-м впервые используется слово «спам». Название навязчивых сообщений, которые получал каждый из нас, пошло от марки мясных консервов SPAM. В то время они очень назойливо рекламировались, благодаря чему и стали нарицательным названием нежелательных коммуникаций.

В начале 90-х происходит внедрение многих вещей, которые сейчас кажутся нам обыденностью. Например, в 1992 году появляется возможность добавлять в письма не только текст, но и мультимедийные элементы. А в 1994 году выпускают прототип современных смартфонов IBM Simon, с помощью которого стало возможным использование электронной почты без компьютера.
Мобильный email-первопроходец, 1994
Маркетологи приходят в восторг от открывающихся перед ними горизонтов. Они получают быстрый, выгодный и эффективный способ связи с аудиторией, а возможность использовать мультимедиа способствует генерации креативов. При этом отправлять письма можно кому угодно, а значит легко повышать узнаваемость брендов.

Однако кое-кто все-таки задумывается о последствиях. В 1999 году Американский предприниматель Сет Годин решает обсудить с коллегами этическую сторону email-рассылок и пытается убедить их в необходимости получать согласие клиентов на отправку писем. Предложение не было принято, и Сета Година исключили из Ассоциации прямого маркетинга. Однако на этом история не закончилась.
Сет Годин — гений и возмутитель спокойствия Ассоциации прямого маркетинга
В начале XXI века маркетологи, ища способы улучшить email-кампании, начинают активно использовать платформы управления данными (DMP, или Data Management Platform) и обратную связь от получателей писем. Один за другим появляются почтовые сервисы. Как раз тогда на рынок выходит Gmail, без которого сейчас многие из нас не представляют свои рабочие будни.

В 2010 году становится понятно: конкуренция так высока, что больше нельзя рассылать письма наобум. Чтобы выделиться в почтовых ящиках пользователей, необходимо разрабатывать стратегию и продумывать коммуникацию на несколько шагов вперед. Компании начинают ощущать потребность в помощи профессионалов, и за следующие несколько лет на рынке появляются специализированные агентства и сервисы для маркетологов. Наше агентство тоже открывается как раз в тот период, на заре CRM- и email-маркетинга в России, в 2012 году.
Команда Inbox Marketing — создатели крутых рассылок и проектов

взлёт email- и CRM-маркетинга в России

Начиная с 2014 года отрасль развивается семимильными шагами. Платформы и сервисы добавляют новый функционал, растет число тематических конференций, агентства получают все больше CRM-проектов. Конечно же, вносит свои коррективы пандемия 2020 и внешняя политика 2022.

Уже пройден длинный путь, и обо всех произошедших событиях вы сможете узнать из нашего интерактивного таймлайна. В то же время, история CRM-маркетинга только начинается. Мы и множество других специалистов по всей стране пишем ее прямо сейчас, каждый день занимаясь тем, что любим. Давайте писать историю вместе!

Расскажите о своем вкладе в индустрию на страницах интерактивного таймлайна.
автор
Алиса
копирайтер Inbox Marketing