как создать фирменный стиль бренда, опираясь на концепцию архетипов

Разработка фирменного стиля — это больше чем просто создание логотипа. Это транслирование ценностей бренда через визуальный язык. Есть много способов найти свою концепцию. Например, соотнести ваш бренд с культурным архетипом. Вы могли слышать этот термин, но, скорее всего, даже не догадываетесь, как сильно архетип повлиял на то, какие товары или услуги вы выбираете.
Подписывайтесь на телеграм-канал +1 Email идея — только ёмкие материалы

что такое архетипы в культуре, какие бывают и как связаны с бизнесом

Концепцию психологических архетипов впервые предложил швейцарский психиатр Карл Юнг. Он заметил, что в мифах и легендах разных культур обычно фигурируют общие персонажи.

Юнг назвал их архетипами. «Формами или образами коллективного характера, встречающимися практически по всей земле как составные части мифов и в то же время как индивидуальные продукты бессознательного происхождения».

что такое архетип

Архетип — это персонаж с определенным набором черт или качеств, которые легко идентифицировать любому читателю.

Архетипы представляют собой что-то универсально человеческое — опыт или смысл, который может коснуться каждого. Они вызывают у клиентов инстинктивные реакции и помогают маркетологам рассказывать истории брендов в форме, которую все узнают и на которую мгновенно отреагируют.

Например, понимание людьми природы архетипа кормящей, заботливой и надежной матери очень успешно используется в брендинге Procter&Gamble. Пример — глобальная кампания «Спасибо, мама!», которую P&G запустил для поддержки Олимпиады-2012 в Лондоне.

Опираясь на юнгианскую концепцию и четыре универсальных человеческих желания (независимость, сопричастность, стабильность и мастерство), Маргарет Марк и Кэрол Пирсон определили 12 архетипов, которые мы встречаем в жизни снова и снова.

12 архетипов и их бизнес-характеристики

невинный
Пример: McDonald’s, Coca-Cola

Излучают добро, радость и оптимизм. Сопровождают в простых удовольствиях и побуждают вернуться к базовым ценностям.
мудрец
Пример: Google, BBC

Верят, что правда и знания делают мир лучше. Их стремления исходят из желания понять мир и поделиться этим со всеми.
исследователь
Пример: SpaceX, Tesla

Ищут вдохновения, рискуют, путешествуют по миру и открывают новое. Активные, независимые и молодые организации.
революционер
Пример: Harley Davidson, Converse

Бунтуют, подвергают всё сомнению, нарушают статус-кво. Бросают вызов нормам своим творчеством и энергией.
волшебник
Пример: Disney, Dyson

Стремятся удивить и восхитить. Решают проблемы и воплощают мечты в реальность. Бренды, которые верят в чудеса.
герой
Пример: Nike, Adidas

Главный персонаж, который принимает вызов. Смелые, функциональные и быстрореагирующие бренды.
заботливый
Пример: Volvo, WWF

Хотят, чтобы люди чувствовали себя защищенными. Корпоративный эквивалент объятия. Заслуживают доверия и последовательны.
правитель
Пример: Mercedes-Benz, Rolex

Ответственные и респектабельные. Авторитетные, властные и изысканные бренды — лидеры в своей отрасли.
творец
Пример: Adobe, Apple

Их масштабное глобальное видение направлено ​​на творчество с осмыслением и четкой ценностью. Аутентичные и творческие компании.
любовник
Примеры: Chanel, Victoria’s Secret

Ценят эстетику во всех ее проявлениях. Настоящее воплощение любви и красоты. Они про удовольствие и гедонизм.
шут
Пример: Old Spice, M&M's

Веселые бренды, помогающие покупателям раскрыть внутреннего ребенка. Им нравится нарушать правила и мыслить нестандартно.
свой парень
Пример: IKEA, Auchan

Очень привлекательны своей непритязательностью. Транслируют подлинность, трудолюбие и надежность.

как архетип создает эмоциональную связь с брендом

Когда люди принимают решение о покупке, они чаще вспоминают не факты и цифры, а чувства и переживания. Комплекс бессознательных ассоциаций поможет сделать выбор в сторону бренда.

Архетип доносит до клиента основные ценности компании и помогает почувствовать эмоциональную связь через покупку.

Например, покупая билет в парк Disney, мы в первую очередь покупаем возможность снова ненадолго стать ребенком. Платим за сказку и волшебство. Disney просто говорит: «Там, где сбываются мечты». А мы подсознательно считываем всё поле приятных ассоциаций.
Так и работает архетип.

что такое фирменный стиль бренда

Бренд — это набор представлений, ассоциаций, эмоций и ориентиров в сознании потребителя, которые добавляют воспринимаемую ценность компании, продукту или услуге.

Фирменный стиль как раз визуально транслирует бренд. Это не просто логотип, цвет и шрифт, подобранные ради красоты. Это смыслы и ценности компании, которые мы можем увидеть.

как архетипы помогают в создании фирменного стиля

Устойчивые ассоциативные паттерны помогают в двух основных направлениях — связи и дифференциации. Да, такая вот дуальность.

Вы устанавливаете более глубокую связь с аудиторией и отстраиваетесь от конкурентов одновременно. Для клиентов вы становитесь не обезличенным набором преимуществ и характеристик, а чем-то близким, эмоциональным и запоминающимся. Это и помогает выигрывать в конкурентной среде.

Сочетая в себе историю, искусство, религию и мифы, архетипы характеризуют универсальные модели поведения, которые инстинктивно понимаются всеми. Это чрезвычайно полезный инструмент для определения позиции вашего бренда и его качеств, которые вызовут резонанс у целевой аудитории.

При четком понимании всех этих пунктов создавать фирменный стиль намного проще.

почему айдентика бренда важна

Фирменный стиль — это воплощение почти всего, чем является и занимается ваш бизнес. Фирменный стиль может вдохновлять клиентов и повышать их лояльность бренду. Таким образом, айдентика имеет решающее значение для будущего вашего бизнеса.

Бренд с приятным, понятным и уникальным лицом, с авторитетом, миссией и считывающимся профессионализмом привлекает людей, которые хотят платить за его продукт и нематериальные выгоды, что он несет. Как только такие люди становятся клиентами компании, та же айдентика бренда дает им чувство принадлежности к общим ценностям.

Хороший продукт привлекает клиентов, а хороший бренд привлекает сторонников.


Если ваш бренд больше чем просто логотип, вы можете повторить опыт таких компаний, как Disney, Procter&Gamble, Coca-Cola, сделать первый шаг к цели и внедрить уникальные элементы в фирменный стиль.

как мы в Inbox Marketing работаем над созданием фирменного стиля

Работа над фирменным стилем бренда у нас проходит в четыре этапа.
1
встреча с клиентом
Начинаем со знакомства с бизнесом и его представителями.

Обсуждаем продукт: его потребительские характеристики, ценовой сегмент, эмоциональные и рациональные преимущества. Говорим о потребителях продукта: целевой аудитории, ее ядре и потребностях. Проговариваем позиционирование основных конкурентов и их особенности. Очень важно обсудить динамику рынка, тренды, бизнес-модель компании и общее видение собственника.

Главное, что мы должны понимать к концу встречи, какой будет общая гипотеза позиционирования. В беседе с клиентами мы узнаём, что дает компания с учетом потребностей аудитории и возможностей рынка, в чем УТП продукта и что транслирует компания.
2
переход в образную плоскость
На следующем этапе дизайнер разрабатывает мудборды. Так называют набор иллюстраций, паттернов, шрифтов и цветовых схем. Он нужен, чтобы понять общее настроение, которое будет передавать фирменный стиль.

Во время работы над мудбордом дизайнер ищет референсы, подбирает основные образы, сочетания цветов и типографики. Мы готовим три варианта, обсуждаем их с клиентом. В итоге встречи конкретизируем основную концепцию, которая станет фундаментом для дальнейшей работы.
3
создание фирменного стиля
Следующий шаг — создание и раскрытие метафоры через аналогии с элементами бизнеса. На этом этапе мы разрабатываем визуальную идентификацию и подбираем образы под ключевые смыслы бренда.

Начинается эта работа с логотипа, шрифтов и цветов. Они идут вместе, потому что зачастую шрифт из логотипа используется в дальнейшем как акцентный. После разрабатываем графические элементы, продумываем примеры их использования на носителях.

Все элементы фирменного стиля должны быть взаимосвязаны, должны продолжать заданную тематику и создавать единую историю.
4
адаптация и презентация фирменного стиля
Важно, чтобы фирменный стиль гармонично смотрелся на всех носителях, которые собирается использовать заказчик. Поэтому мы адаптируем свою работу к вывескам, мерчендайзингу, рекламе, корпоративной продукции, элементам деловой документации, сувенирам, упаковке, электронным носителям и так далее.

Все технические характеристики для типографии прописываем в презентации, более подробные рекомендации — в гайдлайне к фирменному стилю. Многие путают гайдлайн с брендбуком. Основное отличие этих документов в том, что в брендбуке, помимо рекомендаций по визуальным атрибутам, содержится еще и платформа бренда: философия, ценности, характер и позиционирование.

Как только гайдлайн заполнен, работу над фирменным стилем можно считать завершенной.

пример фирменного стиля, который мы создали для компании «Точка Метрологии»

клиент:
Компания «Точка Метрологии», занимается поверкой измерительных приборов.

цель:
Стать альтернативой государственной структуре, сервис с теми же услугами, но работает качественнее, быстрее и технологичнее.

задачи:
Через фирменный стиль показать опыт, качество и надежность. Подчеркнуть технологичность. Создать простой и понятный для потребителя дизайн, но при этом современный и выделяющийся на рынке сервиса измерительных приборов.

наша работа:
В основе фирменного стиля — работа с типографикой: крупные заголовки, правильно расставленные акценты. Мы используем крупные изображения приборов, фотографии сотрудников и процессов. Элементы фирменного стиля тесно взаимодействуют друг с другом и создают цельную концепцию, которая подчеркивает уникальность компании

заключение

Визуальный опыт — это первое, о чем мы думаем, когда слышим слово «бренд». Первое, что воспринимает и узнаёт наш мозг, — логотип, цветовая палитра, формы и даже движение в визуальных элементах. Именно в этой области важно создать ощущение ценности. Помните: чем больше деталей будет в индивидуальности вашего бренда, тем более яркой и запоминающейся она будет.

Определение вашего архетипа позволит сфокусироваться, четко идентифицировать свой бренд и найти визуальный образ узнаваемости компании. Когда клиенты мгновенно узнают, кто вы и что представляете, вы становитесь больше чем просто название и символ. Вы устанавливаете настоящую эмоциональную связь, помогаете клиенту исполнять потаенные мечты, а не просто решать его задачи.

Колоссальные 95% решений о покупке принимаются в подсознании. Сделайте так, чтобы они всегда были в пользу вашего бренда!
автор
Анастасия
копирайтер Inbox Marketing