как собрать качественную базу контактов для email-рассылки

В основе CRM-маркетинга лежит сбор персональных данных клиентов, которые используются для выстраивания персонализированных маркетинговых коммуникаций. Однако для некоторых компаний эта задача становится настоящим вызовом. Маркетологи, желающие не просто собрать контакты для галочки, а получить данные и согласие людей, заинтересованных в коммуникации с брендом, постоянно задаются вопросами, как привлечь внимание и мотивировать на подписку потенциальных клиентов, как убедить людей оставить свои данные, какие формы использовать для сбора контактов в онлайне.

В статье мы подробно ответим на каждый из этих вопросов, расскажем о нюансах эффективного сбора базы контактов и разберемся, почему в контексте системы привлечения подписчиков CRM-маркетолог и трафик-менеджер — два разных специалиста с разными целями.

в чем разница между
трафик-менеджером
и CRM-маркетологом

Понимать разницу между зоной ответственности CRM-маркетолога и трафик-менеджера необходимо, ведь от этого зависит правильное распределение задач.

Трафик-менеджер фокусируется на привлечении аудитории на площадку компании. Он занимается настройкой контекстной рекламы, поисковой оптимизацией и другими методами управления трафиком.
CRM-маркетолог не занимается генерацией трафика, его задача — провести людей, которых привел трафик-менеджер, по воронке привлечения подписчиков. Он ищет способы завладеть вниманием аудитории, а затем на взаимовыгодных условиях получить персональные данные и согласие на дальнейшую коммуникацию с компанией.

Таким образом, CRM-маркетолог и трафик-менеджер имеют разные цели и задачи при сборе базы контактов для email-рассылки. Однако их функции связаны, поэтому они могут сотрудничать для быстрого получения результатов.

понять, чтобы поймать: что нужно знать о потенциальных подписчиках email-рассылки

Перед сбором базы контактов тщательно продумайте стратегию: какую аудиторию вы хотите привлечь, для чего, через какие формы подписки, что предложите взамен. Чтобы выстроить эффективную систему, важно узнать некоторую информацию о потенциальных подписчиках. Ниже приведены вопросы, на которые нужно ответить CRM-маркетологу перед началом работы с базой.
1
Кто ваши потенциальные подписчики?
Необходимо понимать социально-демографические характеристики целевой аудитории: возраст, пол, место жительства, интересы и т. д. Это позволит правильно поставить задачу трафик-менеджеру, чтобы на площадку сразу пришла релевантная аудитория.
2
Какую информацию вам нужно собрать?
У каждой компании может быть свой набор данных об аудитории. Но эти данные стратегически важны для выстраивания дальнейших коммуникаций. В первую очередь вам точно нужно узнать email и, возможно, имя пользователя, если планируете делать письма более личными.
3
Каковы проблемы ваших потенциальных подписчиков?
Нужно понять, какие задачи решают ваши потенциальные подписчики и как коммуникация с компанией может помочь им. Если аудитория увидит, что взамен на контакты получит соответствующий ее интересам контент, она охотнее будет оставлять свои данные.
4
Что может мотивировать вашу аудиторию на подписку?
Вряд ли кто-то захочет оставить свои контакты просто так. Подумайте, что можно предложить взамен на подписку (скидки, бонусы, эксклюзивный контент, регулярные тематические подборки и т. д.). Чтобы получить согласие потенциальных подписчиков на коммуникацию, надо показать ее ценность.
Важно! Уже на этапе разработки стратегии привлечения нужно продумать, что будет происходить, когда человек подпишется. Подготовьте сообщения заранее, чтобы коммуникация началась мгновенно, пока человек еще помнит о своем согласии на контакт с вами.
Хотите собрать качественную базу контактов?

способы сбора контактов в онлайне

Есть несколько эффективных способов сбора контактов для email-рассылки в онлайне. Выбор зависит от специфики бизнеса и целевой аудитории, а также от предпочтений CRM-маркетолога или лица, принимающего решения. Рассмотрим подробнее каждый способ.
1
Статичные формы сбора
Размещаются на каждой странице сайта, чаще в подвале. Форма просит посетителей ввести контактные данные: обычно это имя и адрес электронной почты.
AMP-письмо квест «Чек-лист важных дел к новому году» от COFFESSO
«Золотое Яблоко» собирает подписчиков через форму в подвале сайта
2
Динамические формы сбора — поп-апы
Эти формы появляются на экране пользователя в определенный момент. Например, когда человек прокручивает страницу или пытается покинуть сайт. Поп-апы могут быть эффективнее, чем статичные формы, так как лучше привлекают внимание.
AMP-письмо квест «Чек-лист важных дел к новому году» от COFFESSO
На поп-апе Inbox Marketing сразу обозначена выгода, которую получит подписчик
Важно! Необходимо уделить особое внимание настройке динамических форм. Показ поп-апа должен быть тщательно продуман, иначе форма будет раздражать посетителей сайта и потеряет эффективность. Если пользователь уже подписался на рассылку, а форма все равно всплывает, это тоже говорит о неправильной настройке.
3
В момент регистрации на сайте или оформления заказа
Онлайн-магазины и сервисы могут собирать данные, когда человек регистрируется на сайте или оформляет заказ. В этом случае у CRM-маркетологов есть возможность узнать у пользователя больше персональной информации, чем просто имя и адрес электронной почты.

Важно! Не забудьте получить у клиента разрешение на получение рассылки. Для этого на странице регистрации или оформления заказа нужно разместить отдельный чекбокс.
AMP-письмо квест «Чек-лист важных дел к новому году» от COFFESSO
Регистрируясь на сайте Lamoda, пользователь дает согласие на получение новостей и специальных предложений компании
4
Через спецпроекты
Контакты потенциальных подписчиков можно собирать во время специальных мероприятий и акций. Допустим, клиенту нужно зарегистрировать специальный код с упаковки товара или чек, чтобы принять участие в розыгрыше. В этот момент можно попросить его оставить данные и предложить ему подписаться на email-рассылку.
AMP-письмо квест «Чек-лист важных дел к новому году» от COFFESSO
AMP-письмо квест «Чек-лист важных дел к новому году» от COFFESSO
Чтобы загрузить чек для участия в розыгрыше CURTIS, необходимо зарегистрироваться на сайте. В момент регистрации пользователь оставляет контакты, в том числе email, а также дает согласие на обработку персональных данных
Эффективнее всего использовать несколько способов одновременно. Главное, учитывать законодательные требования к сбору и использованию контактной информации. Мы рекомендуем тестировать разные способы сбора персональных данных и анализировать их эффективность, чтобы определить, какой из них лучше для вашего бизнеса.

лид-магнит — приманка для подписчиков

Лид-магнит (англ. lead magnet) — это маркетинговый инструмент, который используется для привлечения потенциальных подписчиков и получения их контактов. Основная идея лид-магнита в том, что вы бесплатно предоставляете потенциальному подписчику нечто ценное для него, а взамен просите оставить данные и согласие на email-рассылку.

Собрать качественную базу контактов без лид-магнита почти невозможно. Преимущества этого инструмента определить легко:
1
Повышение конверсии
Пользователи охотнее оставляют свои контакты, когда понимают ценность этого действия.
2
Улучшение качества лидов
CRM-маркетологи тщательно продумывают лид-магнит, ведь он должен соответствовать интересам и потребностям целевой аудитории. Это значит, что благодаря этому инструменту можно привлечь тех пользователей, которые действительно заинтересованы в вашем продукте или услуге.
Нет какого-то конкретного списка лид-магнитов, универсального для каждого бизнеса. Такой приманкой может стать что угодно: скидка, электронная книга, бесплатный пробный период пользования вашей услугой, чек-листы, видеоуроки, специальные калькуляторы и т. д.

Иногда можно даже предложить пользователю сыграть в колесо Фортуны или пройти интересный тест, а результат прислать на почту.

Главное, чтобы лид-магнит был релевантен вашей целевой аудитории, соответствовал вашему бизнесу и предлагал конкретную ценность, которую пользователи могут получить.

как собрать базу контактов и не нарушить закон

Собирая персональные данные, важно помнить, что использовать их можно только после получения согласия пользователя. Потенциальный подписчик должен четко понимать, зачем вам нужны его контакты. Кроме того, отправлять пользователю рекламные материалы без его согласия тоже нельзя.

Эти моменты нужно учитывать, когда вы разрабатываете систему привлечения подписчиков. В противном случае вы рискуете получить штраф от 100 до 500 тысяч рублей за нарушение законов «О рекламе» (38-ФЗ) и «О персональных данных» (152-ФЗ).

Тщательно продумайте форму сбора контактов: добавьте чекбоксы, с помощью которых пользователь отметит свое согласие на рассылку и обработку персональных данных. Если по каким-то причинам вы не хотите использовать чекбоксы, добавьте на форму заявки подпись, которая будет сообщать, что пользователь, нажимая кнопку подписки, автоматически соглашается на обработку данных и получение рассылок.

Мы настоятельно рекомендуем уделить особое внимание этому вопросу и создать такие условия, при которых вы легко сможете доказать, что получили согласие клиента на рассылку. Идеальное решение — использование системы двухэтапного подтверждения подписки (англ. Double opt-in, DOI). В этом случае
после подписки человек получает письмо, в котором его просят сделать клик, чтобы подтвердить осознанное согласие на дальнейшую коммуникацию с компанией.

как понять, что система сбора контактов эффективна

Разумеется, самым точным показателем эффективности системы привлечения подписчиков является конверсия — процент людей, которые оставляют свои контактные данные по отношению к общему числу посетителей вашего сайта. Высокая конверсия указывает на то, что вы выбрали правильные методы сбора контактов и грамотно продумали мотивацию.

Но что считать высокой конверсией? Тут поможет статистика подписных форм по рынку. На момент написания этой статьи оптимальным средним значением конверсии считается 1−1,5%. Если из всех посетителей вашего сайта 3% становятся подписчиками, конверсия выше среднего. А если вы тщательно поработали над качеством лид-магнита, привлечением трафика и разместили призыв подписаться на хорошо заметной позиции, конверсия может вырасти до 9%.

Еще следует обратить внимание на доставляемость, открытия и клики email-рассылок. Если эти показатели высоки, вы привлекаете качественных подписчиков, которые заинтересованы в вашем контенте.

Не менее важно отслеживать динамику продаж. Рост является дополнительным подтверждением того, что ваша система сбора контактов и email-маркетинг в целом работают эффективно.

Таким образом, чтобы определить, насколько успешно вы выстроили систему сбора контактов, нужно анализировать целый комплекс метрик, однако на первоначальном этапе можно обратить внимание на конверсию посещений сайта в подписку.

каким должен быть подход к сбору качественной базы контактов

Чтобы собрать качественную базу, необходимо правильно выбрать и настроить формы сбора контактов, тщательно продумать офер и лид-магнит, а также обеспечить защиту персональных данных и выполнение требований законодательства. Только при соблюдении всех этих моментов можно гарантировать, что собранная база контактов будет эффективным инструментом для продвижения бизнеса.

настроим сбор контактов и создадим эффективную

email-рассылку для вашего бизнеса!

автор
Алиса
копирайтер Inbox Marketing