анализ email-рассылок конкурентов: как проводить и зачем это нужно

Чтобы создать стратегию эффективной email-рассылки, необходимо подготовить серьёзную аналитическую базу. И особое внимание стоит уделить исследованию рассылок конкурентов.

На этом этапе нужно выяснить, что, как и когда они отправляют, а также определить тренды. В зависимости от отрасли, надо учесть правила создания писем и особые паттерны, к которым уже привыкли читатели. Фишки и действенные методы можно перенять, а ошибки — не повторять. Используя данные, полученные при исследовании конкурентов, вы сможете наметить точки роста своей рассылки.
Цели анализа конкурентов:
  • получить информацию о сильных и слабых сторонах игроков рынка;
  • выявить тенденции и лучшие практики в email-маркетинге;
  • выстроить картинку уникального письма, которое выделит вас среди конкурентов;
  • создать или увеличить ценность вашего предложения для клиента.
Вооружившись лучшими примерами писем из вашей ниши, вам будет проще отстроиться от конкурентов. Вы отыщете для себя новые способы привлечь внимание читателей и выстроите email-стратегию так, чтобы увеличить показатели открываемости и конверсии.
Подписывайтесь на телеграм-канал +1 Email идея — только ёмкие материалы
С чего начинается анализ: поиск конкурентов
Анализ исходных данных и рынка особенно важен при запуске email-коммуникаций с нуля, при продвижении нового продукта или корректировке стратегии. И первый шаг — найти компании для аудита. Даже если вы уже составляли список конкурентов, не будет лишним обновить или дополнить перечень. Ведь бизнес не стоит на месте: на рынке появляются новые игроки, а бывшие лидеры теряют позиции и внимание.
Устали читать? Вся суть email-маркетинга в нашей рассылке 2 раза в месяц
Как и где искать
  • в Google или Яндекс по ключевым запросам. Откройте новую вкладку в режиме инкогнито и введите популярные в вашей нише запросы. Так вы посмотрите на список реальных конкурентов, без учёта вашей истории поиска;
  • на тематических форумах. На подобных площадках можно найти отзывы о компаниях из вашей сферы и составить представление о том, кто уже успел завоевать доверие аудитории;
  • в соцсетях. Чтобы отыскать конкурентов в Instagram или Facebook, действуйте по аналогии с поисковыми сетями: пропишите ключевой запрос в строку поиска. Вы можете изучить как отдельные посты, связанные с ключом, так и аккаунты;
  • спросите у менеджеров по продажам. Они 5 дней в неделю общаются с клиентами и знают конкурентов в лицо;
  • в рейтингах. На таких сайтах, как «РБК 500» и Forbes можно посмотреть, кто лидирует в вашей нише. А на сайтах «ВыборОк» и Expertology собраны рейтинги товаров по отраслям.
Или воспользуйтесь программами для поиска конкурентов. Например, Key Collector проштудирует поисковые сети и подготовит список сайтов конкурентов. От вас потребуется семантическое ядро. А Serpstat находит не только конкурентов в поиске, но и ключевые фразы на их сайтах.

Добавляйте в список тех конкурентов, чья видимость выше вашей. А определить топовых игроков поможет сервис Be1.ru. Как он работает: вы вводите популярные ключевые запросы, выбираете регион и вставляете ссылку на одного из ранее определённых конкурентов. Сервис выдаст позицию сайта в Google или Яндекс по этим ключам.

После проверки отсортируйте конкурентов. Оставьте только тех, кто выше вас в поисковых системах или примерно на одной позиции с вами.
Пример списка конкурентов из ниши нижнего белья
При поиске ближайших конкурентов ориентируйтесь на такие признаки:
  • вы предлагаете одинаковый или похожий продукт;
  • вы работаете в одном регионе;
  • ваши цены на одном уровне;
  • у вас одинаковая аудитория;
  • ваши товары или услуги удовлетворяют одинаковые потребности.
Сколько конкурентов взять для анализа? Для разработки стратегии email-маркетинга нужно проанализировать не меньше 10−20 компаний.
Сбор писем для анализа
После того как вы подготовили список конкурентов, можно приступать к сбору писем. У вас есть 2 варианта:
  • подписаться на рассылки конкурентов и вручную собирать письма в вашем почтовом ящике;
  • воспользоваться готовой базой рассылок сервиса Email-Competitors.
В первом случае вам придётся потратить время на сортировку и категоризацию писем в почтовом ящике. И подождать 2 месяца, пока не накопится достаточно данных для анализа.

Второй вариант не займёт так много времени, ведь вам не нужно ходить по сайтам конкурентов, подписываться на рассылки и вручную собирать примеры писем для анализа. На сервисе Email-Competitors собрано больше 2 500 000 рассылок из разных сфер. Отсортируйте письма по нишам и посмотрите, как выглядят сообщения лидеров отрасли.
Анализ рассылок конкурентов: что учитывать
В собранных письмах анализируем следующие параметры:
  • Как конкуренты собирают базу контактов. Это могут быть стандартные формы подписки на сайте, pop-up окна с призывом оставить почту или предложения обменять свой email на бонус.
  • Как оформляют подписные формы. Учитывайте, какие призывы к действию используют конкуренты. А также количество и тип полей в подписных формах, места размещения на странице. Если это pop-up, то в какой момент форма появляется на экране?
  • Как часто приходят письма. Чтобы отсортировать сообщения от определённого конкурента, пропишите в поисковой строке адрес отправителя. И посмотрите, по каким дням и в какое время вам приходят письма.
  • О чём пишут в письмах. Проанализируйте имя отправителя, рубрики, объём и тон. Особое внимание уделите теме, ведь именно этот элемент заставляет кликнуть на письмо до 50% пользователей. Оцените процент информационного и продающего контента в рассылках.
Тема решает, откроют ваше письмо или нет
  • Как выглядят письма. Обратите внимание на оформление писем: цвета, навигацию и удобство для пользователя. Посмотрите, как выглядят письма на экранах разных девайсов, ведь 6 из 10 пользователей проверяют почту со смартфона.
  • Приходят ли триггерные письма. И насколько они персонализированы. Ведь у писем, которые затрагивают потребности конкретного пользователя, показатель кликабельности в среднем выше на 18%.
  • Какие сервисы для рассылки используют конкуренты. Чтобы это узнать, откройте письмо и нажмите на дополнительные команды рядом со значком «Ответить». В списке выберите пункт «Показать оригинал». Письмо откроется в новом окне. Название сервиса ищите рядом с именем отправителя.
Подготовьте отчёт с выводами
По результатам анализа составьте подробный отчёт, в который включите ваши выводы, скриншоты писем.
Пример выводов проведённого аудита для ниши нижнего белья
Пропишите, что можно улучшить в оформлении и содержании писем. Например, протестировать GIF в начале письма или сократить текст и добавить больше визуала. Эта информация поможет скорректировать email-стратегию.
Пример аудита дизайна письма
После конкурентного анализа у вас появится представление о том, как выстроить рабочую email-стратегию. Аудит поможет найти векторы развития и ответить на следующие вопросы:
1
Привлекательные ли шаблоны писем вы используете?
2
Интересно ли содержание рассылки аудитории?
3
Хорошо ли работают ваши CTA?
4
Стоит ли менять график рассылки?
С какими сложностями сталкиваются маркетологи при анализе конкурентов
В чём преимущества аудита на аутсорсе
Даже опытному маркетологу не помешает взгляд на рассылки со стороны. Ведь из-за постоянной работы над одним проектом глаз замыливается. Анализ писем, сделанный агентством, поможет оценить конкурентов под другим углом и найти способы вернуть старых подписчиков и удержать новых.

Чтобы сэкономить время на аудит и лучше узнать нишу для дальнейших исследований, вы можете воспользоваться готовым отчётом. Эксперты регулярно проводят анализ ниш, в который включают лидеров отрасли. По результатам аудита они составляют отчёт, в который входит статистика, анализ стратегий и дизайна, а также выводы экспертов. Вооружитесь примерами топовых брендов и рекомендациями практиков с опытом, чтобы разработать свою эффективную стратегию.
автор
Оксана
автор Inbox Marketing