cоветы эйчара: как написать резюме для устройства на работу, чтобы наверняка позвали на собеседование

Впервые опубликовано на vc.ru
Эксперт статьи — hr-специалист Елизавета Лях.
Автор — Оля Горячева, главред Inbox Marketing
Резюме для устройства на работу чаще смотрит сначала эйчар, а не будущий начальник. У него свой особый контекст отбора резюме. Если его понимать, вы с легкостью напишете резюме, которое кратно увеличит шансы на собеседование в компанию мечты.

В статье подробно расскажем, на что в резюме обращает внимание HR-специалист, какие ошибки часто совершают соискатели, и какие лайфхаки использовать, чтобы ваш отклик выделился из сотен других.

самые распространенные ошибки в резюме

Есть несколько моментов, которые особенно бесят hr-специалистов. Просто не делайте так.
1
Небрежная фотография в резюме
Большинство фотографий в резюме не очень удачные (даже моя не идеальна). И это в целом окей. Но если в резюме нет фото вообще, либо оно нерелевантно вакансии, это почти наверняка «свайп влево».
Необрезанное фото из соцсети в неформальном стиле, плохо видно лицо. Не надо так
Фото, из-за которых резюме обречено
  • слишком неформальные фото: с пляжа, из бара и т. д.,
  • необрезанные скрины фотографий из соцсетей,
  • фото на грани: на кровати, в пижаме и пр.

Всё это — очевидная небрежность. Эйчары такое не любят.
Подписывайтесь на телеграм-канал +1 Email идея — только ёмкие материалы
2
Резюме без описания
Вы не поверите, как их много! Иногда кажется, что работу ищут плохо настроенные боты. Свайп влево!
3
Резюме на другую вакансию
Тот случай, когда ищешь маркетолога, а откликается гинеколог. Логику таких соискателей понять можно: одно резюме уже есть, составлять другое специально под вакансию лениво. Вот именно поэтому таких людей и не приглашают на собеседование: никому не нужен ленивый сотрудник.
4
Вакансия в одном городе, резюме — из другого
Очень обидно, когда приходит интересный отклик, но недосягаемый географически. Банальная невнимательность.
5
Без опыта, зато ожидания по ЗП — ого-го
Такие резюме выглядят так, будто соискатель указал желаемую зарплату просто с потолка, потому что «ну вот я хочу столько денег, но ничего не умею, учите меня». Это инфантильная позиция, и работодателю она невыгодна.

Указывайте зарплатные ожидания, соответствующие рынку: посмотрите, сколько готовы платить на схожих вакансиях разные компании, проанализируйте собственные потребности и выберите среднюю комфортную сумму. На зарплату значительно выше рынка могут не позвать. Но если ваши ожидания по ЗП расходится с предложением в вакансии на 10—20%, то резюме все же рассмотрят.
В вакансиях компании, как правило, публикуют зарплату на уже квалифицированного специалиста: в нее могут быть включены бонусы, премии, выполнение KPI. Это не всегда зарплата на руки.
6
Сопроводительное письмо на «ты»
Это просто невежливо. Первое касание с работодателем надежнее начинать с делового общения. Пожалуй, есть исключения, когда сама вакансия написана с обращением на «ты».
7
Шаблонный текст
В интернете полно примеров заполнения резюме, которые люди просто копируют. А эйчары читают. По 50+ (ПЯТЬ-ДЕ-СЯТ) откликов в день. Пожалуйста, хватит!
Лучше ничего, чем это!
8
Содержание резюме не по вакансии
Во многих резюме факты о себе нерелевантны вакансии. Например, ищут маркетолога, приходит отклик. И сначала все хорошо: образование, опыт работы, навыки. И тут вдруг в разделе о себе: АКТРИСА.
А ведь как все хорошо начиналось! Ну что тут скажешь…Занавес!
Еще одна ошибка — рассказывать в резюме всю свою биографию с самого рождения и приводить школьные грамоты в качестве достижений.

Указывайте в резюме те факты, которые имеют отношение к вакансии. Либо обосновывайте, почему вы решили рассказать о каком-то своем навыке или увлечении.

Например, если вы только начинаете свою карьеру и так случилось, что из достижений пока только победа в конкурсе чтецов, расскажите, чем это будет полезно на работе. Это может значить, что вы упорный человек, который умеет достигать целей. А еще что у вас приятный голос, и вы не боитесь общаться с людьми, поэтому наверняка поладите с клиентами.
9
100 500 ключевых навыков
Ключевое слово здесь — ключевые навыки. То есть те, в которых у соискателя есть глубокая экспертиза и крутой опыт.
Ключевые навыки должны отражать лучшие качества и умения, которые релевантны вакансии. «Деловая коммуникация» — это ок, а вот «ответственное хранение» уже лишнее
Не нужно включать все знакомые названия. Пусть их будет 10—15, но самых главных.
10
Позиционирование «в очередь!..»
В Сопроводительных письмах встречаются отклики в стиле: «Своей работой я оказываю вам честь». Часто это делается, чтобы набить себе цену, но эффект дает обратный.

Любой работодатель ищет вовлеченного сотрудника, и горящие глаза порой важнее компетенций. Какой бы ни был опытный и крутой кандидат, если он не заинтересован — он никому не нужен.
11
Позиционирование «наймите хоть кто-нибудь»
Отчаяние и подобострастие в сопроводительных письмах не вызывает уважения и отталкивает сильнее понтов. С настолько эмоциональными людьми работать как-то не по себе. А если его навыки и опыт не подойдут, и нужно будет отказать, он не разрыдается на собеседовании? Ой, лучше даже не пробовать!

на что смотрят эйчары

Для hr-специалистов отсматривать 50+ откликов в день — норма, поэтому он физически не может внимательно вчитываться в каждое резюме. Еще эйчар, как правило, нанимает людей не по своей специальности и не может оценить глубину экспертизы и профессионализм соискателя. Вот как кадровики справляются.
1
Фото
На фото смотрят в первую очередь! Удачная фотография может вытянуть полупустое резюме, особенно это касается стартовых вакансий.
У нас был кейс, когда наняли девушку только что после университета именно из-за симпатичной фотографии — и не прогадали!
Достаточно хорошая фотография для резюме
Такую фотографию тоже лучше не брать: слишком пятнистый фон и какой-то человек на лестнице, многовато отвлекающих деталей. И слишком хорошие фото не вызывают доверия: в жизни человек скорее всего другой
Используйте фотографию, где вы в деловой одежде, а не в купальнике или шортах (если вы ищете работу в офисе). Лучше на светлом фоне.

Лицо должно быть хорошо видно — не полубоком и не в профиль, а крупно и в анфас. Фото как на паспорт, скорее отталкивают. Хорошо смотрятся лица с улыбкой. Хороши портретные фото, пусть и сделанные на телефон.

А вот студийные, слишком качественные фотографии, с прическами и профи-макияжем не вызывают доверия. Очевидно, что в жизни человек другой.
2
Объем 1—2 страницы
Этот пункт особенно важен для опытных специалистов, у которых резюме распухает до размеров справочника.

Эйчар много букав не осилит, и поэтому ваша анкета не будет передана профильному специалисту для глубинного резюме.

Выход — оставьте в резюме самое главное, для остального создайте портфолио.
3
Термины, ключевые слова и навыки
HR-специалист в чем-то похож на жену айтишника. Она не знает, чем именно отличается бэкенд от фронтэнды, но знает, что обычно это про разных разрабов, если только речь не про фуллстек (программисты, извините, вас наверняка сейчас скорчило).

У эйчара есть «портрет» кандидата по хард и софт скиллам, который он сличает с резюме. Кадровая служба смотрит на ключевые слова профессии, термины и названия компетенций. Глубоко знать профессиональную область ему не нужно, но ключевые слова его зацепят. Еще эйчар будет смотреть, есть ли между этими терминами словесные сцепки «на человеческом», понятен ли общий смысл.
4
Бывшие работодатели: ноу-нэймы или на слуху
Если кандидат работал в известной компании или в небольшой, но давно работающей, это плюс. Если в списке работодателей значатся ноу-неймы, то стоит побольше рассказать в резюме о сфере деятельности компании, дать ссылку на сайт и соцсети.
Если кандидат работал в известной компании или в небольшой, но давно работающей, это плюс. Если в списке работодателей значатся ноу-неймы, то стоит побольше рассказать в резюме о сфере деятельности компании, дать ссылку на сайт и соцсети.
5
Промежутки и наслойки
При отборе резюме hr-специалист обращает внимание на промежутки между местами работы. Если они больше 3 месяцев (кроме декрета), это вызывает вопросы.

Наслойки — это когда у кандидата несколько работодателей в одно и то же время, или работа совмещается с учебой в вузе. Это настораживает, особенно если ищут человека на фуллтайм. Несколько проектов одновременно почти гарантированно означает перегруз и снижение эффективности. Для работодателя встает вопрос, стоит ли такой сотрудник вложений.

Промежутки и наслойки не означают категоричный отказ, но их стоит объяснить в Сопроводительном письме. Это повысит шансы получить приглашение и добавит еще одну «галочку адекватности» в глазах эйчара.
6
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Эйчары проверяют, нет ли в резюме сильного разброса по профессиям. Например, странно, если соискатель по образованию врач, год работал строителем, потом дизайнером, потом бариста, а теперь откликается на директора по маркетингу.
Все хорошо, только это отклик на вакансию «Стажер-маркетолог»
Понятно, что в жизни все бывает, и есть люди, талант которых многогранен, а продуктивность поражает воображение. В этом случае имеет смысл делать разные резюме под каждую вакансию и/или давать пояснения в Сопроводительном письме. Честная позиция всегда подкупает: показывает серьезность ваших намерений и ответственное отношение к делу.
7
Описание обязанностей
Эйчары смотрят, как кандидат описывает свои обязанности в разных компаниях. Главный поинт — они должны отличаться.

Когда обязанности просто скопированы, это сразу жирный минус. Даже если должности в разных компаниях были одни и те же, их содержание не может совпадать. Либо кандидату лень описывать (а это не то качество, которым стоит светить в резюме для устройства на работу), либо тут что-то не так с качеством работы.
8
Раздел «Обо мне»
Раздел «Обо мне» добавляет резюме эмоциональности. Здесь соискатель раскрывается уже не как специалист, а как человек.

В «Обо мне» коротко расскажите о своих увлечениях и ценностях. Пишите так, как если бы рассказывали о себе бывшему учителю, с которым не виделись лет 10.

Например: я люблю животных, увлекаюсь вокалом, выходные провожу в кругу семьи. Для эйчара это значит, что кандидат, скорее всего, добрый и отзывчивый человек, которому важна стабильность, а красивый голос поможет ему блеснуть на корпоративе.

Другой пример: по вечерам тусуюсь в клубах, люблю путешествовать с друзьями, обожаю концерты поп-музыки. Легко схожусь с людьми, душа любой компании. Такой человек, скорее всего, легко вольется в молодежный коллектив.

Оба примера привлекательны, такие люди будут полезны команде.

как попасть эйчару в сердечко

Вот 3 лайфхака, которые кратно повысят шансы получить приглашение на собеседование, даже если резюме подходит вакансии неидеально.
1
Польза
Покажите, как вы будете полезны компании. Для этого достаточно взять требования и обязанности из вакансии и рассказать, какой у вас есть опыт на эту тему.
2
Заинтересованность
Продемонстрируйте, что заинтересованы работать именно здесь. Погуглите сайт компании, почитайте статьи в блоге, посмотрите, что пишут о компании в СМИ. Фраза «Почитал ваши статьи о…» или «Мне понравилось там…» растопит лед в сердце даже самой лютой кадровички.
3
Ценности
Расскажите в Сопроводительном письме, что цените в работе, кроме денег: дружный коллектив, отлаженные процессы, драйвовые задачи, возможность работать с ведущими компаниями страны и так далее. Работодатель нанимает не просто функцию, а человека, поэтому здесь важно совпадение на ценностном уровне.
Приходите работать к нам в Inbox Marketing