Чтобы разобраться с CRM-маркетологами, нужно определить, чем занимаются все остальные. Вот смотрите, пример.
Представим себе банк, который выпускает новый продукт — карту с кешбэком. Ему нужно рассказать об этом продукте текущим клиентам, а еще привлечь новых. Для этого есть большой отдел маркетинга.
Отделу маркетинга для нового продукта нужно создать страницу на сайте, запустить рекламу в «Гугле» и «Яндексе», написать статью в блоге и в каком-нибудь хорошем СМИ вроде «Банки.ру» и РБК. Поделиться новостью в соцсетях, сделать email-рассылку, отправить эсэмэски, обучить контакт-центр и операционистов рекламировать новую карту, чтобы те предлагали ее клиентам. Еще нужно сделать буклеты и прочую типографию, чтобы повесить в офисах банка и в крупных торговых центрах. Работы много, и потребуется целая команда спецов.
Интернет-маркетолог отвечает за присутствие и позиционирование продукта в интернете в целом. Он решает, какие каналы продвижения задействовать оптимальнее, чтобы вложенные в рекламу деньги принесли качественные заявки и окупились. Дальше он поставит задачи более узким специалистам.
SMM-щик, контент-маркетолог и пиарщик будут отвечать за массовые каналы, которые вещают сразу на большую аудиторию: «ВКонтакте», телеграм-канал, блоги, «Яндекс Дзен», СМИ и пр. А прямыми коммуникациями с пользователями (email-рассылка, СМС, мессенджеры и сайт) займется CRM-маркетолог.
CRM-маркетолог откроет CRM-систему, проанализирует данные о клиентах и создаст различные сегменты аудитории. Для каждого построит мини-стратегию — каскад персонализированных цепочек коммуникаций из нескольких каналов, которые мягко и ненавязчиво, но эффективно простимулируют к покупке.
Для лояльной группы, которая неплохо читает рассылку, запланирует промо (тут поможет email-маркетолог). Новым клиентам, которые только пришли на сайт, покажет поп-ап и пообещает новую карту с вкусным бонусом. Поколению постарше отправит СМС и подготовит к разговору операциониста: чтоб никаких страшных слов и умничанья!
Держателям кредиток расскажет в рассылке лайфхак: картой с кешбэком проще и выгоднее гасить кредит. Клиентам, которым светит перевыпуск карты, сразу предложит выпустить новую карту банка — здесь пригодится рассылка, пуш в приложении и чат-боте, звонок из контакт-центра и операционист в офисе банка в качестве последнего гвоздя, если остальные не справились. Ну и потом еще раз рассылкой полирнуть, выдержав пару недель.
CRM-маркетолог — один из самых редких специалистов на рынке. Это стратег и психолог в одном лице, который умеет собирать и анализировать данные о действиях, интересах и предпочтениях клиентов, чтобы на основе этих сведений выстроить эффективное, экологичное и персонализированное общение.
Результат работы CRM-маркетолога — лояльная аудитория с теплыми чувствами к бренду и рост повторных продаж.